Порядок реорганизации коммерческих организаций

Любая коммерческая организация может прийти к необходимости реорганизации.

Существует несколько ее разновидностей, но процедура для всех типов практически одинакова.

Этапы реорганизации

1. Принятие решения

Оно должно быть единогласным для всех участников собрания акционеров (собственников компании). Результат переговоров учредителей относительно судьбы организации должен быть зафиксирован документально. Такой бумагой выступает протокол собрания.

1. Извещение налоговой службы. Государство дает юридическим лицам срок в три дня.

2. Уведомление СМИ и размещение сообщения о реорганизации в экономической периодике.

3. Сбор документации, необходимой для проведения процедуры.

Далее бумаги нужно предоставить в государственные структуры, которые ведают вопросами реорганизации предприятий.

5. Получение на руки документов, подтверждающих завершение реорганизации.

Если все пройдет гладко, то это займет приблизительно 3 месяца.

Реорганизация – это долгосрочный процесс и справиться за пару дней здесь не получится. По факту, это прекращение деятельности одной компании и возникновение на ее месте другой, полностью перенявшей на себя ее обязанности и права.

Цели реорганизации

Комплекс подобных мероприятий может проводиться владельцами организаций для того, чтобы стабилизировать пошатнувшееся финансовое положение (или расширить свой бизнес путем присоединения новых составных частей).

Основания для проведения

По действующим законодательным нормам, существует 2 большие группы реорганизации. Это реорганизация на добровольных началах и принудительная мера.

Обычно практикуется добровольная процедура, то есть все происходит по инициативе собственников компании. Лишь иногда процесс проходит на основании судебного решения.

Принудительная процедура

Почему может произойти принудительная реорганизация? Если собственники фирмы не соблюдают федеральные законы и нарушают антимонопольное законодательство, тогда преобразование происходит по решению суда. Выполнение судебных предписаний – обязательное условие, а если владельцы им пренебрегают, то после окончания отпущенного им срока компании будет назначен внешний управляющий, который займется реорганизацией.

Принудительное преобразование бывает двух типов:

  • разделение компании;
  • выделение отдельных юридических лиц.

Преимущества процедуры

Внеся своевременные коррективы в уставной капитал и состав владельцев, фирма может получить глоток свежего воздуха на рынке. При этом стоит понимать, что такой процесс всегда сопровождается повышенными предпринимательскими рисками. Никто не даст гарантию, что новое предприятие будет полностью соответствовать возлагаемым на него надеждам.

Сбор документов

Процедура ликвидации предполагает собрание первичной документации, к которой относят:

  • правильно заполненное заявление с просьбой начать процесс реорганизации;
  • учредительные документы компании;
  • чек об уплате государственного налога (пошлины);
  • документальное подтверждение принятого решения.

В случае если учредителей у компании несколько, таким подтверждением выступает протокол общего собрания. А если собственник один, то процедура упрощается. Нужно подать приказ о вынесении принятого решения.

Оповещение ЕГРЮЛ

Интересным моментом является то, что согласие на реорганизацию должны дать все собственники, независимо от того, какой долей уставного капитала они владеют. После того, как государственный орган получил письменное уведомление с единогласным решением владельцев, он должен внести в реестр юридических лиц пометку о начале процедуры реорганизации.

Создание акта и специального баланса

Важным моментом процесса реорганизации является создание передаточного акта. Также нужно создать переходной бухгалтерский баланс. Отчетность можно составлять только на тот период, за который будет проведена реорганизация. Необходимо четко придерживать всех правил и нормативов, поскольку допущенные ошибки могут привести к тому, что реорганизацию впоследствии могут признать недействительной.